Представьте, что вы летите в самолете на высоте 6000 метров: около вас ходят красивые бортпроводницы, за окном летают птицы, вы в который раз пересматриваете любимый фильм. Но задумывались ли вы о «героях невидимого фронта»? О людях, которые отвечают за исправность авиалайнеров и в любое время готовы прийти на борт самолета — проверить его исправность.
Поговорили с авиационным инженером, проект-менеджером авиационных IT сервисов, основателем ассоциации женщин в технической сфере и популяризатором науки — Нелли Сафиной.
С чего все начиналось? Как вы пришли к мысли стать авиаинженером?
Когда я заканчивала школу, естественно встал вопрос о будущем. Я любила учиться и планировала идти в институт. У меня было «хорошо с математикой и физикой», как это принято говорить, мне нравилось проводить время в гараже, что-то ремонтировать с отцом или друзьями, и я была уверена, что пойду в технический вуз. Но вопрос был в том, какая именно специальность. Надо было выбрать что-то такое, чтобы я всю жизнь могла работать по выбранной специальности.
Тогда мне казалось, что так нужно строить свою жизнь. В то время как раз сильно развивался интернет/связь/девайсы, все что относится к радиотехнике. Я решила, что связист/радиотехник в будущем точно найдет себе применение и захотела пойти на факультет радиотехники. Так что в начале я планировала быть в первую очередь радиоинженером, а не авиационным инженером. Но очень хотелось быть привязанной к какой-то определенной отрасли, чтобы при поиске работы у меня всегда была моя основная специальность.
Я думала об энергетике (Московский энергетический институт), космической сфере (тут дали знать мечты детства о космосе) и авиация. Авиация меня привлекла широтой возможностей: радиоинженер в авиации может стать разработчиком или эксплуатантом бортовой/наземной техники. Я подумала, что именно с таким образованием и институтом многие двери как раз будут открыты для меня много лет. Спойлер: так и случилось.


Как вы провели свои студенческие годы? Что запомнилось больше всего?
Студенческие годы прошли прекрасно. Мой университет предоставлял разные возможности развития студентов. У нас были студенческие слеты, летние научные школы, мы участвовали в грантах. Многие преподаватели были «за», чтобы мы выдвигали свои разработки на студенческих грантах, как внутри университета, так и на межуниверситетском уровне. Этим мы и пользовались. Я участвовала во всех конференциях как своего института, так и выездных. Выступала с докладами о своих научных работах, о студенческих проектах. Это был интересный опыт, некоторые гранты приносили нам деньги, что было приятным бонусом к заработной плате и стипендиям, которые были не такие большие.
Самое сочное это то, что я была одна девушка в группе. Я поняла это первого сентября, когда пришла в универ и увидела, что со мной в группе 16 парней. Я сразу понимала, что из-за пола (не каждый работодатель захочет брать на работу молодую девушку) буду проигрывать в «битве» за рабочее место в будущем, поэтому решила, что надо получать опыт работы с самого начала, чтобы к выпуску иметь преимущество в виде опыта работы. Поэтому я работала со второго курса. Мои студенческие годы прошли в постоянной беготне между работой и университетом.
Сталкивались ли вы с гендерным неравенством на учебе или на работе?
Некоторые думают, что раз я единственная девушка, то меня должны хвалить и оберегать. Такого практически не было. Чаще всего, я слышала шутки в свой адрес. Например, один преподаватель мне сказал: «Девушка, что вы здесь забыли? Факультет менеджмента на другом этаже». Также я слышала в свою сторону фразы: «Почему в кабинете так грязно? У вас в группе есть девушка. Почему она не прибралась?». Самый топ был на первом курсе. Преподаватель пришел на первую пару, а мы сидели с другой группой, где было больше девушек. Он посмотрел на группу девушек, на меня и говорит: «Восемь утра и так много девушек в аудитории». Мы переглянулись с непониманием, и потом он продолжил: «Вообще-то с утра женщины обычно коров доят, а вы сюда пришли». Для меня это был первый культурный шок. Какие-то преподаватели вообще спорили доучусь ли я до диплома или уйду в декрет.
Шутки даже не в счет. Они меня скорее забавляли, но раза три минимум меня не брали на работу из-за моего гендера. Первый раз как раз в универе, когда начальник лаборатории сказал, что в его коллективе девушкам не место, второй раз мне тоже открыто сказали, что женщина это потенциальная проблема из-за будущего декрета. Чаще всего эту причину не озвучивают, но подразумевают. Но я уже давно с этим не сталкивалась, так как эта проблема была в начале карьеры. Так называемый порог на входе в профессию.
Сейчас в силу опыта и знакомых такой проблемы нет, но с годами началась следующая проблема — это «стеклянный потолок», который довольно сложно перейти на уровень сильно выше по вертикали. Это пока сложно. Думаю что не только в силу пола, но возраст и компетенции тоже играют какую-то роль.


Вы упомянули гранты. Вы получили грант за свой проект «Ищейка». Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее для наших читателей
Да, было дело. Это один из проектов, который мы начинали в университете с одним из преподавателей, который практиковал коммерциализацию знаний студентов. И идея как раз пошла из мысли: «Есть бытовая проблема понятная всем. Давайте решим ее посредством радиотехники и заодно посмотрим как прикладывать свои знания». «Проблема» была в том, что люди теряют ключи/кошельки/документы дома и проводят много времени в поиске бытовых вещей. И мы хотели сделать брелки-теги для потенциально-потерянных вещей, специальное устройство, подключаемое (в идеале) к айфону и приложение, где ты можешь видеть локацию потерянного предмета (ну, или хотя бы искать его по принципу «горячо-холодно»).
В итоге мы сделали прототип, выиграли несколько грантов на прототип и на некоторое оборудование для студенческой лаборатории, выпустили несколько статей и отчетов, выступали на конференциях. Не дошли до финального продукта, но получили много интересного и прикладного опыта.
Сейчас наша задумка реализована Apple в виде AirTags. Именно так мы ее в итоге и видели.
А почему не дошли до финального продукта?
Технологически это сложно и времязатратно. На тот момент никто из команды не был готов отдаться проекту на 100% и мы просто не вывозили весь объем работ. Я тогда училась на основную специальность, параллельно получала второе высшее, работала, преподавала и не могла выделить больше времени на проект. Два других участника команды были в примерно таком же состоянии. А задач для стартапа было все больше. При небольших суммах на изготовление было крайне сложно сделать тот финальный продукт, к которому мы шли. В какой-то момент мы просто завершили все дела по грантам, выпустили все обязательные документы и закрыли проект. Но действие порождает действие. Мне кажется именно этот проект дал старт другим проектам и студентам. Да и мне тоже. Я многому научилась и поняла за это время.
Чтобы такое придумать, нужна отличная фантазия. Из этого вытекает вопрос. Нужна ли инженерам фантазия?
Однозначно да, фантазия — это обязательно. Даже если вы не разработчик новых устройств и систем фантазия нужна для того, чтобы строить свою работу, представлять риски, искать разные пути решения проблем и задач. Для этого всего нужно много фантазии.



Насколько я знаю, вы работали за рубежом. Расскажите, пожалуйста, где конкретно вы работали и чем там занимались?
Сейчас я работаю не в России. Ранее я только была довольно часто в зарубежных командировках, работала на территории России в зарубежной компании и совсем немного поработала в одном американском стартапе, который работал в России. Я была представителем этой компании на территории РФ. Мне очень нравится работать с иностранными коллегами, микс культур и разных подходов всегда очень плодотворный и интересный.
Сейчас я работаю в эксплуатации самолетов инженером в одной небольшой зарубежной компании. На подобной позиции я работала много лет в России и сейчас не испытываю каких-то сложностей в текущей работе.
Что вы можете посоветовать ребятам, которые только идут в авиационную инженерию?
Бегите! Шутка 🙂 Советую не бояться сложностей в работе (слышать вопрос и не знать про что это — нормально), не стесняться обращаться к коллегам любого ранга (нет глупых вопросов, есть незаданные), учиться и готовиться к тому, что вас ждет много ответственности, но и много интересных задач и челленджей.