Если вы смотрели фильмы “Меланхолия”, “Догвилль” или даже смогли осилить “Дом, который построил Джек”, тогда определенно хоть немного знакомы с провокационным и одновременно невероятно эстетическим миром кинематографа режиссера Ларса фон Триера, а если нет, я настоятельно рекомендую это сделать. Каждая его премьера сопровождается скандалом и спорами, высказывания и поступки вызывают негодование и критику у общества. 

Так в чем же особенность, этого так пылко обсуждаемого датского режиссера? Как у него выходит одновременно вызывать восхищение и в какой-то степени отвращение? На эти вопросы невозможно дать какой-то определенный ответ, но можно хотя бы попытаться немного приоткрыть завесу в мир его кинематографа, чем мы сейчас и займемся, рассматривая его творческую жизнь.

Ранний Ларс фон Триер

Этот период кричит о любви молодого режиссера к эстетству, который моментами даже начинает преобладать над самим смыслом произведений, но при этом не портит его, давая зрителю уповающее наслаждаться визуальной составляющей. 

Сложная картинка, ракурс, свет,  декорации в совокупности с тогдашним перфекционизмом Ларса фон Триера, породили трилогию состоящую из фильмов “Элемент преступления”(1984), “Эпидемия”(1987) и “Европа”(1991). Картины не имеют какого-то общего сюжета, стиля, только тему — Европа находиться в каком-то бедствии, а главный герой роется в себе и своем прошлом. Смотря трилогию, Вы можете начать невольно приходить к мысли что насилие — это единственный источник сильных, настоящих, не поддельных эмоций и с этой мыслью Вы ничего не сможет сделать, кроме как понять и принять ее, так как  эта тема будет проходить через весь путь фон Триера. 

В это время режиссер не боиться прямо обращаться к зрителям при помощи своих собственных манифестов к фильмам и даже оказаться по обе стороны съемочного процесса, проживая жизнь в своих фильмах вместе с главными героями.   

Трилогия “Золотое сердце”

Этот период знаменует о кардинальном изменении направления создания фильмов режиссером. Фон Триер уходит от полного эстетства, перестает пытаться сделать все идеально и дает свободу своему творчеству. Камера перемещается со штатива в дрожащие руки оператора, актеры начинают много импровизировать, придавая этими действиями фильмам правдивости и натуралистичности. 

В это время и появляется условная трилогия “Золотое сердце”, состоящая из фильмов  «Рассекая волны»(1996), «Идиоты»(1998), «Танцующая в темноте»(2000). Фильмы объединяют не только простые и искренние главные героини, которые готовы пожертвовать собой ради дорогих им людей, но и манифест режиссера под названием “Догма 95”, несущий собою идею избавления от голливудской вылизанной картинки, много-бюджетности, спецэффектов  и звездных актеров, на которых и ставилась вся ставка при выходе фильма в прокат. 

Трилогия “США — страна возможностей”

 Трилогия рассказывает нам об Америке 1930-х годов, во время эпохи великой депрессии. Всего задумывалось три фильма — “Догвилль”(2003), “Мандерлей”(2005) и “Вашингтон”, который к сожалению так и не был снят.

На создание трилогии фон Триера вдохновили театральные постановки Бертольда Брехта, впоследствии чего уже сами фильмы будут выглядеть очень минималистично и театрально, практически не используя дикторации, очерчивая только условные белые силуэты домов и остальной атрибутики городка. 

Отказываясь от натуралистичности, режиссеру все равно удается вызвать у зрителей те же эмоции и сопереживания, как если бы он не прибегал к отказу, благодаря прекрасному сценарию и талантливым актерам. Режиссер продолжает  использование ручной камеры, которая как бы противостоит театральности в фильмах и снова погружает нас в картину, делая ее все же более правдивой для нашего восприятия. 

В этот период Ларс фон Триер становится в какой-то степени дерзким, поднимая в своих работах темы, которые являются для общества и зрителя неудобными, рассуждая при этом в фильмах о человеческой природе и натуре. 

Тетралогия “Депрессия” 

После затяжных проблем со своим эмоциональным здоровьем, Ларс фон Триер начинает проходить курсы лечения в психиатрической клинике. Излечиваясь от своих ментальных проблем, он начинает воплощать каждую из них в своих фильмах, наделяя этими недугами главных персонажей лент, впоследствии чего и образуется тетралогия состоящая из:  “Антихрист”(2009), “Меланхолия”(2011), “Нимфоманка”(2013) и “Дом, который построил Джек”(2014). 

В эти фильмы фон Триер вкладывает весь свой предыдущий опыт и начинает экспериментировать, вследствии чего мы видим в одном кадре идеальную, перфекционистскую картинку, а после в следующем моменте съемку ручной камерой. Вставки и отсылки в виде художественной классики, вырезок из старых фильмов или даже из мультипликации становятся неотъемлемой частью творчества режиссера в этот период. Художник начинает с огромным удовольствием манипулировать зрителями, показывая сразу в самом начале фильма чем он закончиться, указывая что мы должны сосредоточить все свое внимание именно на эмоциональном состоянии главных героев, а не на происходящем вокруг.

***

Кто-то говорит что он гений и мастер красивой визуализации, кто-то что помешанный псих и снимает  затянутые, извращенные фильмы.

Я считаю — правы все и в этом главная особенность Ларса фон Триера, в его многогранности и противоречивости, ведь если бы было наоборот, вряд ли он смог бы так цеплять зрителей и вызывать весь тот спектр эмоций, который испытывается при просмотре его работ. На мой взгляд, за последние годы фон Триер вышел за рамки просто режиссуры и стал настоящим большим современным художником, за которым интересно наблюдать и чьи премьеры ожидает весь мир.

Автор

Живу искусством и делаю его мир доступным каждому