На высоком гребне волны продолжает свое кругосветное путешествие новый южнокорейский кинохит Пак Чан Ука “Решение уйти”, доплывший из Канн вместе с трофеем “За лучшую режиссуру” до наших берегов. Фильму, снятому автором дерзкого и поворотного для кинематографа рубежа веков “Олдбоя”, снискавшего в свое время множество мировых наград и личных восторгов, теперь прочат судьбу нашумевших в 2019 году “Паразитов”. Вновь перед зрителем разворачивается замысловатая детективная история, которая ведет его по громадным домам богачей и тесным проулкам бедных кварталов, но в этот раз оказывается пропитанной дурманящим духом любви, вспыхнувшей между следователем и подозреваемой.

По всем канонам добропорядочного детектива фильм начинается со смерти неизвестного, который то ли совершил эффектное самоубийство на почве сильных угрызений совести, то ли оказался жертвой не терпящего отлагательств женского возмездия. К последней версии сразу начинает склонять следствие прирожденный сыщик Чан Хэ Чжун, который, встретив красавицу-жену погибшего и узнав некоторые подробности их отношений, решает не списывать произошедшее на простое совпадение, а берется за дело основательно, желая доказать свою компетентность. Но, взяв на вооружение все факты и догадки, а также установив круглосуточную слежку за подозреваемой, герой вдруг понимает, что становится заложником обременительных для следователя нежных чувств к ней.

Беглянка из коммунистического Китая и внучка корейского генерала армии освобождения, острая на язык и уверенная в себе (на людях) женщина, которая по ночам заедает свое одиночество мороженным и засыпает под шум исторических сериалов — такой предстает Сон Со Рэ, бросающая то и дело лукавые взгляды на трудолюбивого сыщика и статно гарцующая по коридорам его отдела. Незаметно допросы превращаются в удобный предлог встретиться и разделить совместную трапезу, арсенал обязанностей полицейского стремительно пополняется, а протокольные аудиозаписи начинают фиксировать скорее заботу и беспокойство влюбленного, чем сухие факты о действиях возможной убийцы. В конце концов, главный герой встает перед мучительной дилеммой: бороться за благополучие дорогого сердцу человека или с профессиональным достоинством и беспристрастностью завершить расследование.

“Решение уйти” — вскоре после преодоления типичной детективной завязки — начинает, словно на волнах, медленно покачиваться, то отдаляя, то вновь приближая зрителя к сюжетной линии о погибшем муже. Расследование тайны смерти захлестывает более внушительная волна загадок, посвященных зарождающейся между мужчиной и женщиной любви. С легкостью считываемая современным зрителем история из жизни полицейских резко ускоряется и дробится режиссером на мелкие сцены, которые плавно — без лишних функциональных планов и переходов — перетекают одна в другую, а эпизоды с непосредственным взаимодействием героев, напротив, растягиваются и побуждают всматриваться в особенности поведения персонажей и едва заметные проявления подавляемых ими эмоций.

Решение уйти

Не беспокоясь о потерявшихся в перипетиях сюжета зрителях, Пак Чан Ук раз за разом разрывает на куски пространство и время действия своего фильма, подчиняя все происходящее на экране стремительному и беспокойному потоку чувств двух людей. Без прямых формулировок и изображения физического контакта режиссер показывает “взрослую” историю любви, которая ошарашивает всех своей внезапностью и болезненной природой. Недосказанность и сомнения рождают между героями томительное напряжение, подобное тому, что связывало крепкими невидимыми узами персонажей “Любовного настроения” Вонга Карвая или “Мужчины и женщины” Клода Лелуша. Прилипчивая мелодия старой популярной песни здесь также становится лейтмотивом, напоминающим о невозможности их любви, но вновь и вновь обволакивающим их своими звуками. Фильм оказывается пропитанным тоскливой сентиментальностью и лишенным ошеломляющих подарков судьбы (или особых сценарных кульбитов). До самого финала основной загадкой всей интриги фильма остается вопрос: насколько искренние чувства испытывает роковая китаянка по отношению к этому неприкаянному в рабочих и семейных делах мужчине с рыбьими глазами.

Решение уйти

С легкой профессиональной руки Пак Чан Ука детектив здесь вмиг превращается в мелодраму, не теряя черт психологического триллера, натуралистичное изображение последствий человеческого насилия совмещается с романтичной атмосферой всего действия, а густой патетический тон разбавляется вкраплениями искрометного черного юмора. Способности всевидящего ока и трогающего сердце голоса обретают в фильме лишенные души объекты — мертвые существа и современная аппаратура. Несколько раз изображение в фильме подергивается мутной, влажной пеленой, имитирующей взгляд с точки зрения трупа, а аудиозаписи, хранящие прошлое людей, из раза в раз вторгаются в жизнь настоящую, будто долетая из потустороннего мира. Ловкая игра режиссера на уровне повествования (вбирающем здесь так много, но рассказывающем так мало) вступает в новую стадию, когда спустя час экранного времени действие резко переносится на несколько лет вперед в другую локацию и запускается новый детективный сюжет, вновь служащий лишь катализатором для возобновления прерванной истории любви. Развитие таинственных отношений между следователем Хэ Чжуном и вновь подозреваемой в убийстве Со Рэ достигает своего пика и обретает, наконец, ясные очертания (хоть и в кромешной темноте ночи) на вершине высокой горы, где покоится знаменитый дед героини. Схожесть в этой кульминационной сцене места действия и расстановки персонажей с обстоятельствами первого дела о гибели мужа-скалолаза подталкивает на мысль о логичной закольцованности сюжета. Нехорошие предчувствия зрителя помимо прочего подкрепляет и нагнетаемый режиссером саспенс. В слепящем свете направленного женщиной в упор фонаря лицо следователя предстает застывшей от ужаса каменной маской. Утрачивание героем способности ясно и четко видеть окружающий мир — как в физическом, так и в духовном смысле — все-таки настигает его. Так, сперва сбившись со своего “благополучного” пути из-за неожиданно возникшей любви, он теряет и какие-либо внутренние ориентиры в тщетной попытке раскрыть и поскорее похоронить глубоко в себе эту вечную загадку природы.

Хрупкая, распадающаяся на мелкие осколки история отношений между мужчиной и женщиной вплетается в эпическое повествование о всемогущих и безжалостных силах мироздания. Горы, встающие на пути тех, кто пытается постичь тайны жизни и смерти, и море, с оглушительным шумом принимающее любые жертвы, становятся единственными свидетелями едва родившейся и не успевшей расцвести любви. Здесь льющийся на землю свет не помогает в поисках, а темнота, наоборот, подталкивает к неожиданным открытиям. Из повседневных дел формируется человеком мало-помалу своеобразный ритуал, продуманно выстроенный и тщательно им соблюдаемый, но как бы тихо и мирно не протекало это действо его жизни, могучие порывы ветра способны вмиг разбросать все на куски, а бушующие волны утянуть за собой на дно. Осознав это, ему останется либо, не смыкая глаз, следить за каждым шорохом окружающего мира, либо забыться долгожданным умиротворенным сном, слушая мерное дыхание дорогого сердцу существа.

Автор

Студентка филфака, поставившая на "кино" свою жизнь и находящая отдохновение в прохладных помещениях музеев. Связь в окружающим миром поддерживаю исключительно через объектив камеры.