Ну кто не слышал о сериале «Великолепный век»? Колоритные и харизматичные актёры, восхитительные наряды, интриги и, разумеется, любовь. Поклонниц и поклонников этого сериала много по всему миру – и у каждого своя точка зрения относительно сюжета и взаимоотношений в сериале. Но что же творилось на самом деле во дворцах Османской Империи? Какие испытания и правила ждали новоиспечённых наложниц? Сегодня мы поговорим о гареме султана Османской Империи и о судьбах многочисленных претенденток на сердце повелителя.

гарем
J. G. Delincourt / Harem Scene/

Как попасть в гарем султана?

Есть мнение, будто наложницами султана становились рабыни, однако это не так: часто девочек в возрасте от 5-7 лет продавали их собственные родители, видя в этом перспективу хорошей жизни; правда, родственники подписывали документ, в котором обещали не претендовать на ребёнка и не видеться с ним до конца жизни. Получается, это был путь в один конец для маленькой девочки: ей не было суждено когда-либо вновь увидеть родной дом. Порой в гарем шли по собственной воле девушки из бедных семей, рассчитывая на возможность выбраться из нищеты. Впрочем, чтобы наверняка получить доступ в гарем султана, девочек и девушек проверяли лекари: они должны были быть абсолютно здоровы и не склонны к лунатизму.  

Далее отобранным девочкам давали другое имя. Их ждала совершенно другая жизнь по строгому расписанию: ранний подъём, молитва, водные процедуры, приведение себя в порядок, а после — многочасовая учёба и выполнение домашнего задания; юных обитательниц гарема обучали танцам, музыке, рукоделию, этикету, светским беседам, соблазнению, а также пристрастиям султана. Благодаря своим знаниям наложница могла выделиться среди сотен других и привлечь внимание повелителя. По окончанию обучения будущих наложниц ждал экзамен у матери султана, которая определяла их судьбу: либо в кухарки, либо в гарем. Вопреки ожиданиям, девушкам, успешно прошедшим экзамен, не было суждено купаться в роскоши и наслаждаться жизнью во дворце — их ждала работа, к примеру, уборка, прислуживание фавориткам и родственницам султана и их детям. Более того, комнаты гаремов не отличались красотой и богатым убранством — условия жизни были весьма скромные. Среди развлечений — игра в карты или нарды, чтение или беседы.

гарем
Дворец Топкапы, Стамбул; реконструкция сцены из гарема – валиде с наложницами

Статусы наложниц

Потенциальных наложниц называли «джарие». Все они получали зарплату, размер которой варьировался в зависимости от статуса наложницы: самое низкое жалование было у тех самых джарие, а самое высокое — у фавориток, родивших сына. Даже одна ночь с султаном давала более высокий социальный статус и удобные условия жизни; таких называли «гёзде». Выше гёзде были «икбал», забеременевшие любимицы султана. После рождения ребёнка им присуждался статус «кадын», и здесь у фавориток был шанс стать «кадын-эфенди», то есть женой султана, которых по традиции должно было быть не более четырёх. Термин «хасеки», которым называли всем известную Хюррем, фаворитку Сулеймана I, ввёл сам султан, выделив тем самым свою возлюбленную среди остальных наложниц. Впрочем, даже хасеки не имела такого влияния, как главная женщина гарема — мать султана, валиде.

Если же спустя девять лет джарие не стала объектом внимания повелителя, то её могли выдать замуж, дав огромное приданное, и сделать свободной, предварительно это задокументировав. Таких женщин местные вельможи считали прекрасной партией, ведь они были обеспечены и образованы.

гарем
Сафие-султан, сначала – хасеки Мурада III, а после – валиде, одна из самых влиятельных женщин в истории Османской империи

В отношениях с султаном

Чтобы пригласить наложницу в свои покои, султан отправлял выбранной им девушке подарок — шаль, перстень или иной предмет. К вечеру наложница должна быть готова: её умывали, прихорашивали и обмазывали необходимыми маслами и духами. Зайдя в покои, девушка должна была на коленях приползти к кровати и поцеловать край покрывала. Вокруг кровати стояли свечи, а в дверях внимательно бдели стражники, которые становились свидетелями всего процесса. Это было необходимо для безопасности.

гарем
С любимой женой – Роксоланой. Антон Хикель (портрет Сулемана I)

Общество

Стандарты красоты менялись в зависимости от предпочтений султана. Только рабыни могли щеголять в прозрачных вуалях по дворцу — причём в любую погоду, даже не самую приятную. А вот фаворитки и родственницы султана одевались в бархат и меха даже в жару. Волосы чаще всего были заплетены в косы. У наложниц более высоких статусов были служанки, которые круглосуточно выполняли просьбы своих господ, в том числе и занимались их гардеробом и туалетом.

Ещё одна важная деталь: эпоха Османской Империи в сериале «Великолепный век» показана куда более цивилизованной и светской, нежели на самом деле. В реальности нравы были более грубые; тот же султан Сулейман был очень двойственным человеком — то он покровительствовал деятелям искусства и был заботлив к своему народу, то жесток и непоколебим, когда, например, приказал утопить несколько сотен дам лёгкого поведения. Поэтому можно сказать, что отношение повелителя к наложницам могло быть непредсказуемым, если султан был неспокойного нрава.

Но что насчёт интриг, царивших в гареме? Сложно представить тот накал страстей: в гареме жили рабыни, наложницы, воспитанницы из знатных семей, все родственницы повелителя и, разумеется, его мать. Конкуренция и борьба за власть и богатства была чудовищной: сплетни, многоходовые планы по устранению соперниц и привлечению внимания султана и даже яды! В общем, это была настоящая война, причём не только за звание любимой жены, но и за жизнь и здоровье. К тому же, большой скандал мог закончиться отрубленными головами наложниц, если новости об очередном трагическом происшествии в гареме доходили до султана.

Лодки гарема. Фредерик Артур Бриджмен

В заключение можно сказать следующее: пожалуй, каждая наложница видела в гареме нечто своё: кто-то считал его тюрьмой, а кто-то спасением и возможностью. Сложно сказать объективно, чем был гарем султана; у каждого своя точка зрения на этот счёт.

Фото на обложке: wikipedia.org

Автор

Писательница, журналистка, феминистка и просто творческая личность с тягой к познанию мироздания и массой разнообразных увлечений.