История и теория моды являет собой отнюдь не только длинные списки костюмов, которые придумывали и носили люди разных временных вех. Мода отражает динамику канонов красоты в мировой истории, представление о гендере и осознанной работе с телом, затрагивает вопросы нравственности и охватывает широкий спектр социальных институтов.

От истории костюма и цвета до анализа эпохи производства и перепотребления с учетом главных рисков — все это бесконечные, порой полярные аспекты моды. Сейчас, когда у человека возросла потребность повышать свой культурный уровень и уделять внимание вопросу устойчивости, литература о моде предлагает нам бестселлеры о бизнесе, антропологии и осознанности в индустрии — эти книги смело конкурируют с биографиями известных fashion-фигур и историческими альманахами, столь любимыми ценителями моды как искусства.

Мари Гринде Арнтцен. Дресс-код. Голая правда о моде

Начиная с, казалось бы, совсем простого вопроса о том, «Что такое мода?», норвежский социальный антрополог, журналист и эколог Мари Арнтцен без стеснения разбирает моду с разных точек зрения (огромная индустрия со своими законами и знаковыми фигурами, широкое пространство для творчества или причина экологической катастрофы), чтобы в конце концов подвести к тому, как мода «взламывает» наш ум.

Фото: garagemca.org

Создавая правдивую историю о стремлении человека к красоте, Арнтцен исследует общество с помощью моды, с одной стороны определяя ее как средство коммуникации и самопознания, а с другой — как бизнес и искусство. Автор выделяет две полярные потребности человека: выделяться и быть таким, как все, подкрепляя свою позицию рассказами об одежде, как о языке и инструменте власти (стиль Дэвида Боуи, «платье мести» принцессы Дианы и т. д.) и объясняет, почему fashion-журналистике можно быть жесткой и беспринципной. В книге можно прочесть о многих интересных исследованиях о быстрой моде, шопинге, набирающем популярность ресейле и получить ссылки на литературу и фильмы по теме

Лоик Прижан. Обожаю моду, но ненавижу это все

После окончания Второй Мировой Диор придумал New Look для уставших людей, желающих красоты. Известнейший журналист и кинохроникер мировой моды выпустил юмористическую книгу с выдержками, фразами и афоризмами, которые невольно слышал от моделей и инсайдеров на показах и мероприятиях и записывал на протяжение нескольких лет. Содержание книги как раз можно процитировать одной из выдержек автора: «Я пока не успел прочесть, но журнал у тебя гениальный».

Книги о моде
Фото: theblueprint.ru

Джош Симс. Иконы женского стиля

Тот редкий случай, когда книгу можно передать не только детям и внукам, но и знакомым инсайдерам. Большая энциклопедия Симса о культовых предметах гардероба и их бэкграунде — настоящее сокровище. Каждый разворот посвящен определенной вещи, вошедшей в историю и ставшей вечным бестселлером.

Иллюстрациями к статьям служат фотографии известных личностей и голливудских кинозвезд ХХ века. От шелковых комбинаций первых суфражисток и скромного платья на запах от Дианы фон Фюрстенберг до роскошных нарядов Одри Хепберн и пережившего сотни революций дамского костюма — в этой книге нет вещи, которую вы не узнаете и в которую не влюбитесь.

Книги о моде

У автора также есть смежный бестселлер «Иконы мужского стиля». Эти книги по праву могут стать главными помощниками в огранке личной аутентичности и формированию собственного стиля.

Под редакцией Адама Гечи. Конец моды

Цикл вырождения моды, как духа времени, и создание новых образов и связей подтолкнуло исследователей ответить на вопрос о том, что же такое современность. Одноименная книга журналистки Тери Агинс «Конец моды» прогнозировала этот «конец» еще в 1999 году, опираясь на факт утраты модой элитарности: одежда перестала быть предметом искусства.

Однако эстетика распада моды побуждает нас к новым формам мышления: некоторые дизайнеры продвигают авангардный стиль в новых коллекциях, некоторые делают ставку на вторичное использование. Мода умерла, но исследователя как раз интересует анализ перемен, пришедших с ее закатом. Сейчас важна уже не сама одежда, а среда, которая ее окружает.

Книги о моде

Книга «Конец моды» разбирает ряд сложных модных вопросов, например, коммуникация: откуда мы о моде узнаем и как о ней говорим, или размытие границ между информацией и рекламой, между глобальными и локальными социальными трендами. В настоящем, конец моды — это история про воплощение телом и одеждой наших идеалов, правил и стремлений.

Лорен Аллен Карон. Тайна по имени Лагерфельд

История Лагерфельда описывает восхождение человека с большой буквы, уделяя особое внимание проблеме одиночества, которое призывает принять, полюбить и воспользоваться им в полную силу для построения себя как личности и как профессионала, неважно в какой сфере вы решите себя искать. Подобно современному неформалу, на страницах издания Карл предстает другом для молодого читателя 21 века — интеллектуального, аутентичного, жаждущего лучшей жизни.

Книги о моде
Фото: fashionmuseum.shop

Лорен Аллен Карон в своей книге называет Лагерфельда рок-звездой. Однако одиночество Карла мало сопоставимо с оторванностью от мира известных рок-звезд, таких как Оззи Осборн, например, или Джим Моррисон, у которых уход в себя стал оглушающим криком в толпу. Одиночество Карла нежное, чуть окутанное туманом, необходимое своему герою, чтобы напитать его силой жизни.

Мода, как и музыка — про людей , про человеческие боль и счастье. Жизненный цикл, колеблющийся от отчаяния к величию, как случается у любого живого человека — это и есть причина, почему имеет смысл уделять внимание биографии деятелей моды.

Пандемия 2020 изменила привычный ритм потребления, благодаря чему у нас возник шанс взглянуть на многие сферы жизни с новой стороны, и мода не стала исключением. По-своему трактуя философию «smart is a new sexy» в контексте изучения феномена моды, в новом мире мы стремимся исследовать не только «внешнюю» сторону fashion-индустрии, опирающуюся на текущие тренды, показы и гипертрофированную роль одежды в нашей жизни, как члена социума, но и «внутреннюю», никак не связанную с потребительским аспектом.

Говоря о моде, как о большом пространстве для научной аналитики и социальных исследований, можно увидеть, что она, по словам Д. Энтуисла, «давно вышла за рамки маргинального феномена».

В современном мире, где экономикой движут идеи креативного и интеллектуального труда, разговор о моде становится все более значимым. Гиганты fashion-прессы развлекательного характера редко уделяют внимание историческим, социальным и антропологическим функциям моды, поэтому литература о моде в научно-популярном жанре находит особый отклик у современного читателя. Авторы книг рассказывают о том, как мода влияет на формирование современной идентичности, разбирают вопросы о теле, гендере и сексуальности, анализируют «теневую географию» индустрии с ее сложными производственными цепочками, эксплуатацией труда и поощрением браконьерства.

Исследование феномена моды, нашедшего отклик, пожалуй, во всех сферах человеческой жизни, выходит далеко за рамки «модного диалога» и становится размышлением о глобальных процессах в мировой культуре от античных времен до XXI века.

Автор

Инна Рушник, 21. Я увлекаюсь исследованием моды, литературы, искусства и женственности в рамках их истории и места в современном мире.