TechCrunch запускает серию интервью, посвященных замечательным женщинам, которые внесли свой вклад в революцию искусственного интеллекта, для того, чтобы дать возможность женщинам-ученым побыть в центре внимания. Сайт опубликует несколько статей в течение года, поскольку бум искусственного интеллекта продолжается, освещая ключевые работы, которые часто остаются незамеченными.

Гендерный разрыв в ИИ

В статье New York Times в конце прошлого года «Серая леди» рассказала о том, как возник нынешний бум в области искусственного интеллекта, выделив многих обычных подозреваемых, таких как Сэм Альтман, Илон Маск и Ларри Пейдж. Журналистика стала вирусной — не из-за того, о чем сообщалось, а из-за того, о чем в ней не упоминалось: о женщинах.

В списке Times было 12 мужчин — большинство из них руководители ИИ или технологических компаний. Многие не имели подготовки или образования, формального или иного, в области ИИ.

​​Вопреки предположению Times, увлечение искусственным интеллектом началось не с того, что Маск сидел рядом с Пейджем в особняке в заливе. Это началось задолго до этого, когда ученые, регулирующие органы, специалисты по этике и любители неустанно работали в относительной безвестности, чтобы заложить основы для систем искусственного интеллекта и GenAI, результаты которых мы имеем сегодня.

Женщины внесли большой вклад в развитие ИИ. Элейн Рич, ученый-компьютерщик на пенсии, ранее работавшая в Техасском университете в Остине, опубликовала один из первых учебников по искусственному интеллекту в 1983 году, а позже, в 1988 году, позже стала директором корпоративной лаборатории искусственного интеллекта. Профессор Гарварда Синтия Дворк несколько десятилетий назад произвела фурор в области справедливости искусственного интеллекта, дифференциальной конфиденциальности и распределенных вычислений. А Синтия Бризил, робототехник, профессор Массачусетского технологического института и соучредитель робототехнического стартапа Jibo, работала над разработкой одного из самых ранних “социальных роботов”, Kismet, в конце 90-х и начале 2000-х.

Несмотря на то, что женщины во многом владеют передовыми технологиями искусственного интеллекта, они составляют крошечную часть глобальной рабочей силы в области искусственного интеллекта. Согласно исследованию Стэнфорда, проведенному в 2021 году, только 16% преподавателей, специализирующихся на ИИ, составляют женщины. В отдельном исследовании, опубликованном в том же году Всемирным экономическим форумом, соавторы обнаружили, что женщины занимают только 26% должностей, связанных с аналитикой и искусственным интеллектом.

Что еще хуже, гендерный разрыв в области искусственного интеллекта увеличивается, а не сужается.

Nesta, британское инновационное агентство социального блага, провело анализ за 2019 год, который показал, что доля научных работ по искусственному интеллекту, написанных в соавторстве по крайней мере с одной женщиной, не улучшилась с 1990-х годов. По состоянию на 2019 год только 13,8% исследовательских работ по ИИ в Arxiv.org, хранилище для подготовки научных статей, были написаны женщинами или в соавторстве с ними, причем их число неуклонно сокращалось в течение предыдущего десятилетия.

​​Причины неравенства

Причин неравенства много. Но исследование «Делойта», посвященное женщинам в ИИ, выделяет несколько наиболее заметных (и очевидных) из них, включая осуждение со стороны коллег-мужчин и дискриминацию в результате несоответствия устоявшимся формам, в которых доминируют мужчины в AI.

Все начинается в колледже: 78% женщин, принявших участие в опросе «Делойта», заявили, что у них не было возможности пройти стажировку в области искусственного интеллекта или машинного обучения, пока они были студентками старших курсов. Более половины (58%) заявили, что в конечном итоге они уволились по крайней мере от одного работодателя из-за того, что к мужчинам и женщинам относились по-разному, в то время как 73% рассматривали возможность полного ухода из индустрии высоких технологий из-за неравной оплаты труда и невозможности продвинуться по карьерной лестнице.

​​Нехватка женщин наносит ущерб сфере искусственного интеллекта.

Анализ Nesta показал, что женщины чаще, чем мужчины, учитывают социальные, этические и политические последствия в своей работе над искусственным интеллектом — что неудивительно, учитывая, что женщины живут в мире, где их принижают по признаку их пола, продукты на рынке были разработаны для мужчин, а про женщин с деть сложилось общее мнение, что они будут совмещать работу со своей ролью основных опекунов.

Если повезет, скромный вклад TechCrunch — серия статей об успешных женщинах в области искусственного интеллекта — поможет сдвинуть стрелки в правильном направлении. Но очевидно, что предстоит проделать еще много работы.

Женщины, о которых пойдет речь, будут делится многими советами для тех, кто хочет расти и развивать сферу искусственного интеллекта в лучшую сторону. Но во всем есть общая черта: сильное наставничество, целеустремленность и подача примера подрастающему поколению. Организации могут повлиять на изменения, проводя политику — в области найма, образования, — которая повышает уровень женщин, уже работающих в индустрии искусственного интеллекта или стремящихся пробиться в нее. И лица, принимающие решения, занимающие руководящие посты, могут использовать эту власть, чтобы добиваться создания более разнообразных и благоприятных рабочих мест для женщин.

Перемены не произойдут в одночасье. Но каждая революция начинается с маленького шага.

Автор