Фонд «Лундбек» в Дании объявил, что британские исследователи Питер Гоудсби, Майкл Московиц из США, Ларс Эдвинссон из Швеции и Джес Олесен из Дании получили премию Brain. Они открыли механизм новых профилактических методов лечения мигрени.
Выступая на брифинге для прессы Питер Гоудсби, профессор неврологии Королевского колледжа Лондона, сказал:
«Я очень рад, что исследования мигрени получают эту награду и что сама мигрень, которая на самом деле является расстройством мозга, теперь признана как значимая проблема».
Исследование сосредоточено на выявлении нервной основы мигрени – тяжелого неврологического состояния, характеризующегося эпизодами пульсирующей головной боли, а также тошнотой, рвотой, головокружением, повышенной чувствительностью к звуку, свету, прикосновениям и запахам. Она поражает почти каждого седьмого человека в мире.
В науке и медицине мигрень считалась психосоматическим состоянием, возникающим из-за того, что люди не справлялись со стрессом. Методы лечения были доступны, но смягчали симптомы, а не устраняли первопричину.
Майкл Московиц, профессор сферы неврологии Гарвардской медицинской школы, в процессе исследования узнал — мигрень появляется из-за взаимодействия тройничного нерва, участвующего в распознавании ощущений головы и лица, и тонких, чувствительных к боли «мозговых оболочек», окружающих мозг. Ученый также продемонстрировал, что приступы мигрени возникают, когда волокна тройничного нерва выделяют химические вещества — нейропептиды. Они в свою очередь расширяют кровеносные сосуды мозговых оболочек. Именно это приводит к воспалениям и боли. Московиц предположил: чтобы создать действенное лечение, нужно блокировать действия обнаруженных нейропептидов.
В дальнейшем Питер Гоудсби вместе с Ларсом Эдвинссоном, профессором внутренней медицины Лундского университета в Швеции, президентом Международного общества головной боли, идентифицировали ключевой нейропептид, участвующий в запуске этих мозговых атак: пептид, связанный с геном кальцитонина (CGRP — calcitonin gene-related peptide).
Джес Олесен показал, что когда CGRP давали пациентам с мигренью, он вызывал приступ головной боли. Как вывод — препараты, которые блокируют нейропептид, могут помочь в лечении мигрени. В 2004 году Олесен и команда опубликовали первые результаты клинического испытания: «препараты-антагонисты CGRP» эффективны при лечении острых приступов мигрени.
Ученые разработали другой путь лечения: создание препаратов на основе моноклональных антител, таких как эренумаб, который доступен только в Великобритании, и низкомолекулярных препаратов римегепант и уброгепант — пока доступны только в США. Однако метод не излечивает мигрень, а только улучшает состояние человека. По данным The Lance, препараты улучшили качество жизни пациентов — устранили резкие приступы головной боли. Гоудсби сказал:
«Важное в этом исследовании состоит в том, что оно показывает подход, основанный на нейробиологии. Это имеет ценность. Совместные лабораторные и прикроватные исследования способны изменить клиническую практику. Я поражен электронными письмами, которые мы получаем от пациентов, чью жизнь изменили эти лекарства. Мы не изменили их все, мы только начали, но это исследование показывает, что мигрень – это проблема, которую можно решить».
«Важное в этом исследовании состоит в том, что оно показывает подход, основанный на нейробиологии. Это имеет ценность. Совместные лабораторные и прикроватные исследования способны изменить клиническую практику. Я поражен электронными письмами, которые мы получаем от пациентов, чью жизнь изменили эти лекарства. Мы не изменили их все, мы только начали, но это исследование показывает, что мигрень — это проблема, которую можно решить».
«Наряду с головной болью нарушается управление сосудами. У людей, страдающих мигренью, риск инсульта почти в два раза выше».
Фото на обложке: https://medium.com/@iracelmaelias/se-quiser-realidade-n%C3%A3o-fabrique-fantasias-cf4376c0452f